Репортер

Мама, ты на небе, но всегда с нами. История от читательницы Аллы

2573

Читательница Алла прислала свой рассказ о красивой, доброй маме Марии, стойко пережившей все тяготы войны.
 
«Так хочется рассказать и мне о своей маме. Ее нет с нами уже давно, но мы с братом ее боготворили еще при жизни, и будем чтить ее память всю оставшуюся жизнь. У нее была очень трудная судьба, почти такая же , как и у всех людей, которые подростками пережили войну. У нее прекрасное имя Мария. Родилась в семье крестьянина в Воронежской области, где было еще двое детей. При коллективизации т.е. объединении крестьян в колхозы, иногда  приказы сверху переиначивали, "перегибали палку". Нужно было им «раскулачивать» богатых крестьян, которые имели большое хозяйство и наемных рабочих. А местные власти начали и тружеников-середняков точно так же «прижимать». Они приехали однажды на бричке, выгнали всю семью из дома, вынесли все-все нехитрые пожитки и увезли, предварительно еще и разрушив дом. Прихватили и кормилицу большой семьи из 7 человек – корову. Остались все на улице. Потом несколько таких семей жили в лесу.  
 
Через некоторое время мужчины собрались и долго-долго ехали в Среднюю Азию, поскольку услышали, что там есть работа. По прибытию во Фрунзе, мамин отец организовал первую бригаду каменщиков – мостили улицы Фрунзе булыжниками. Подработав, мужчины вызвали свои семьи. Жили по 10 человек в одной комнате. А через несколько лет началась война. Мужчины ушли на фронт. Мама была старшей в семье среди 4-х детей. Ей было 14 лет. Вечером брала с собой мешок и шла к хлебному ларьку, который стоял на углу ул. Дзержинского и Киевской. Там уже была большая очередь, писали номер очереди на руках. Потом все расстилали мешки и спали до 7 утра, когда ларек открывался и люди могли по карточкам получить хлеб. Мама относила хлеб домой, а потом шла в школу.  
 
После окончания 7 класса ей пришлось идти работать. Маленькая, хрупкая она таскала тяжеленные бидоны с молоком. В 1943 году молодежь привлекали на строительство БЧК. Ночевали там же, в ближайшем селе , спали по 4 девочки на одной кровати. Потом стали ходить пешком – 7 км. туда и столько же обратно. Кормили жидким супом. Мама была худенькой, да еще и малярией там заболела. В 1944 году ее определили на курсы девушек-телеграфистов, чтобы послать на войну. Но их выпуску повезло – когда их учеба заканчивалась, закончилась и война.  
 
В 19 лет мама получила значок «Отличник мясомолочной промышленности СССР». В это же время и я родилась. А через три года мой братик. Так и не видела наша мама нормальной девичьей жизни. Потом работа, работа, дети, жесткая экономия для постройки своего жилья. Мама старалась изо всех сил, чтобы нас накормить и еще накопить на стройку. По характеру мама была очень спокойной, уравновешенной, доброй. За всю жизнь мы с братом не слышали ни одного слова в повышенном тоне. Ни разу нас не ругала. Способности у нее были необыкновенные, память прекрасная. Она могла получить образование, если бы не война. А еще она была очень красивой. Сестра ее нам рассказывала, что она стольким парням нравилась, даже, бывало, дрались из-за нее. Но она этого даже не знала, была очень строгой. Мои подружки школьные восхищались – какая у тебя мама красивая. Я так гордилась этим. Повзрослев, я вообще стала ее ангелом называть, потому что заимев своих детей, все поражалась, как это мама терпела детские выходки и никогда нас не ругала. Однажды в 3 года я ее единственное платье выходное  порезала на платье для куклы. А она спокойно отреагировала. Мама, ты на небе уже, но ты всегда с нами. Правильно говорил М. Горький, что есть на свете существо, перед которым мы в вечном долгу - это Мать».


Есть новость? Сообщи нам по номеру 0550 01 03 11 или через приложение «Репортер АКИpress»!


Комментарии

Для добавления комментария авторизуйтесь
   

Вход в АКИpress

Забыли пароль?